svetlako: (королёвский)
[personal profile] svetlako

Давеча нелегкая занесла меня на некогда самую горячую точку противостояния двух братских народов. Ту самую, ради которой один «странный» политик примчался сюда аж с другого континента, а другой «еще более странный» хотел куда-то тут бомбой кидаться. Где они теперь эти политики? Пусть там и остаются со своими странностями. А точка - вот она! Никуда не делась... Торчит символом эпохи - на Гугль-мапе и в реальности. Горячая теперь - только от жаркого южного солнца.

 

Да-да, вы правильно догадались! Я побывал на краю дамбы «Коса Тузла (Россия)», примыкающей к острову «Коса Тузла (Украина»). Если бы не новейшая история – место скучнее не придумаешь. Насыпанная и утрамбованная земляно-песчано-бетонная змеюка длиной три с полтиной километра. С одной стороны одна соленая вода, с другой другая – тоже соленая. Одна якобы «черная», другая якобы «таманская». Может, они и отличаются, как утверждают местные, но по мне – так и не сильно. Также как и то, что находится у основания и у конца дамбы - и имеет сейчас два разных госназвания.


Вид на Украину (остров "Коса Тузла" и на горизонте Крым)


Вид на Россию (сама дамба "Коса Тузла" и на горизонте Кубань)

В прошлый раз, когда лет восемь-десять тому назад я уже бывал в этих краях, дамбы еще не было. Косы Тузла, как естественного образования – уже не было. Украина, если мне не изменяет память, тоже уже была, но никого по эту сторону Керченского пролива ее присутствие еще не сильно беспокоило. Отсутствие косы тогда беспокоило сильнее. Мне рассказывали про судьбу старой Тузлы, которую размыло от большого рвения и ума местных таманских рыбаков. Прорыли они ма-а-аленькую дырочку в ней для прохода своих фелюг, но не рассчитали силу взаимодейстия дыры со стихией. Море решило этот проход чуть-чуть расширить – под себя. Видимо, тоже не рассчитало. Косу слизнули его штормовые языки, оставив на этом месте отмели, островки и один большой остров, унаследовавший имя косы.

В тот прошлый раз мы гуляли по длинным отмелям вблизи заиленных плавней в основании косы, и я проникался местной сложной историей с географией. География менялась со скоростью штормовых ветров. Съеденная таким штормом коса возникала и исчезала. Когда она была на своем месте (каждый раз, впрочем, немножко новом) - работала как длинный волнолом. Теперь же разогнавшиеся волны с большого и глубокого Черного моря беспрепятственно врывались в мелкий Таманский лиман и обрушивались на его обрывистые непрочные берега – куда там местным таманским волночкам. Шлеп! Шмяк! Хрясь!

Шлеп - и метр прекрасной земли с виноградной лозой превратился в прибрежный отвальчик и изломанную ветку. На нем если и вырастет – то морская трава. Снова шмяк – и море отмыло от обрыва двадцатиметровый культурный слой древнегреческого города с двухтысячелетней историей. Он копился для археологов по метру в сто лет – а исчез за полчаса.  Хрясь-хрясь-хрясь - прилетели еще три волны и площадь соседней станицы Тамань уменьшилась на пару соток. Горе местному главе администрации – этак можно и без объекта администрирования остаться! А бедному таманцу, у которого огород уменьшился?

Мои местные знакомые рассказывали что-то еще про рыбу, которая теперь ходит сама по себе, а не вдоль косы – фиг поймаешь; про то, как удобно было ставить вдоль нее сети, вылезая с ними чуть не на середину Керченского пролива, но я не рыбак и ничего в этом не понял. Понял только, что было всё-всё-всё хорошо, а стало – плохо. Впрочем, через двадцать минут мы уехали с побережья у бывшей Тузлы, смотреть другое место – то, где будет новый морской порт. И все тут же забыли про косу и стали говорить, как было хорошо-хорошо-хорошо уже вот тут, когда не было никаких припортовых терминалов и как теперь стало плохо-плохо-плохо. Для берега, для моря, для рыбы, для какого-то Васьки и еще для кого-то… Украина, кажется, в списке пострадавших от косы и страшных терминалов не значилась.

Еще через пару дней имя Тузла снова всплыло в разговорах. Мне предложили сплавать на катере на остров, оставшийся от косы. Я удивился – это же другое государство. В ответ все посмеялись моей шутке. Несмотря на это, я энтузиазма в посещении очередного пустого песчаного пляжа не проявил – и на этом история с бывшей Тузлой для меня ушла в прошлое и почти забылась.

Если бы! Незалежность действий от мыслей и разделённость неделимого цвели и пахли. Провоняли они и воды Керченского пролива. Не буду рассказывать хронологию строительства дамбы, вооруженных демонстраций и политических демаршей. Противно. Сколько рассчитывает Украина содрать с российских судов за то, что кусок самостийного песка торчит посреди пролива – мне тоже неведомо. «Что не смогу съесть – то надкушу» - шутка, наверное, времен старой косы Тузла. Скажу только, что для меня сам факт строительства не вызвал никакого удивления, учитывая рассказанное выше. Была раньше тут коса? Была. Вот теперь она тут и есть. Снова. И размывать теперь на Тамани те самые вреднючие черноморские волны ничего не будут. Вот это мне ведомо!

А еще мне теперь ведомо самое злободневное. Сегодняшнее. Свежее не бывает.

Оказавшись в июне 2009-го на этой стороне полоски воды длиной в кабельтов, которая отделяет б.РСФСР от б.УССР, я обнаружил много удивительного. Например, что глубина пучины на сей морской государственной границе – ой шибка да страшна! где по колено, а где и поглубже. Дамам по пояс будет… Упрощенное в таких условиях преодоление водной преграды при переходе на сопредельную территорию, наверное, должно было бы вызвать к жизни усиленную охрану жизненно важного объекта! Особенно после столь бурных событий возле него!

На российской стороне в качестве охраны висела табличка «Купаться запрещено».


Главный российский охранный знак на границе
 

Правильно, потому что прекрасный песчаный пляж с табличками «Место для купания» располагался метрах в 30 от крайней точки дамбы - на ее черноморском побережье. А здесь, где «запрещено», действительно купаться неудобно - тут рыбу ловят. В тех же 30 метрах от конца дамбы, но на лиманной стороне - сложная конструкция из сетей, рассчитанная на туповатых пеленгасов и хамсу, которая приходит на отмель пожировать в теплой воде.


Такие конструкции используют рыбаки таманского рыбсовхоза для ловли рыбы или выращивания мидий
 

А где же страшные таможенники и погранцы, которых я знал по прошлогоднему преодолению росукрграницы в районе «Порт-Кавказа/Порт-Крыма». Спрятались, наверное – в засаду. Ждут, когда можно меня хватать и вязать. Или, по крайней мере, заставлять заполнять «миграцийну картку». Вылупился я  на украинскую сторону – может быть, самостийные пограничники проявят больше интереса к потенциальному нарушителю. Нет, и им пофигу… Даже жовто-блакитный флаг не разглядеть на том бережочке. А что же столько шуму-то было? Чуть стрелять ведь не начали при строительстве – так возбудились все…

Ой! А вот гляньте - новый островок растет! Как раз поперек «границы». Вода же не только размывает, но и наносит песочек! Что ж не деретесь вы, укр-рос-политики, за этот юный кусок земли, что в пене волн рождается между дамбой и островом с одинаковыми названиями «Коса Тузла»?


"Афродитузла" (на дальнем плане - Керчь с горой Митридат)
 

Афродитузлой нареку я тебя - и объявлю независимой и самостийной державой с населением в составе меня! Ау! Вот он я! Вот моя страна! Сейчас со всех начну плату требовать за проход в моих территориальных водах! Или поставлю нефтяную вышку… Эй? Как вы относитесь к вопросу афродитузлинского шельфа? Не дают ответа соседние державы… Ладно…


В данном случае - это черноморская водичка
 

Скинул я рубаху и порты. Постоял к Украине передом, к России задом. Потом наоборот. Окунулся в море. Сначала там, где положено. Потом поплыл туда, куда не положено, но недалеко. Неудобно плыть – мелко! Да и неинтересно мне стало нарушать то, что никто не охраняет. Вернулся я тогда временно на родину. Покурил. Сходил пешочком, по пояс в воде, на Афродитузлу. Не понравилось – водорослей много нагнал ветер на пути к ней. Не буду я ее приватизировать – пусть растет дальше. Вернулся снова в Россию. Снял еще немножко фотографий, обсох, оделся - и уехал с Тузлы прочь. В Тамань.

Скушно жить на этом свете, господа…


Вид на строящийся Таманский "променад" с центра станицы от дома-музея Лермонтова. До восстановления косы тут по берегу валялись огромные бетонные глыбы, которыми пытались предотвратить размывание обрыва. На дальнем плане можно разглядеть рвы прибрежной Фанагорийской крепести времен турок и Суворова. Еще дальше начинаются раскопки античного города Фанагория.

 

 

НотаБене. Правильное произношение названия «Тузла» – с ударением на последнее «а». Это неславянское слово, связанное толи с солью, толи с рассолом…

January 2013

S M T W T F S
  123 45
6 78 9101112
13 14 15 16171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 28th, 2025 09:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios