![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Начало (часть первая) : svetlako.livejournal.com/8615.html
Еще раз вспомним Гриневича (надеюсь – последний). Он говорит о персональной и выборочной гибели украинцев в тех боях. Вы, надеюсь, уже поняли, что дело было не в национальности. Немецкие пули не выбирали себе цели по языку и месту рождения. Не выбирали и наши комдивы, что бросать под эти пули. Бросали ровно то, что было под рукой.
«Наша 38-я стрелковая дивизия, вступившая в сражение после переформирования (речь всё еще идет о лете 1943 года – А.С.) , почти на сто процентов имела свою пехоту из лиц старших возрастов нерусских национальностей. Так, таджиков было 820 человек, узбеков 726, азербайджанцев 338. После вступления в бои после Днепра их осталось в строю (в основном ездовыми) соответственно 47, 62 и 17 человек. Только в бою на реке Псел мы потеряли убитыми около 600 человек, в основном пехоты. Теперь пополнение начало поступать из местных ресурсов.» (А.Лебединцев).
Погибали эти таджики, азербайджанцы, узбеки и еще двунадесять языков СССР так же героически и также по сути беспамятно, как и те украинцы, что назывались «чернорубашечниками».
Бардак в обеспечении резервами? Еще какой… Но то, что это было персонально для украинцев – очень нечестное заявление. Даже сама недоэкипировка пополнения, сами «черные жупаны» - не есть беда только призываемых людей с ранее оккупированных территорий.
Из Приказа № 026 от 12 января 1943 г «О преступно-бесхозяйственном хранении и содержании имущества и систематическом недообеспечении вещевым имуществом отправляемых на фронты маршевых пополнений в Среднеазиатском военном округе»
«Только за ноябрь и частично за декабрь месяцы 1942 года Среднеазиатским военным округом отправлены необеспеченными:
а) из 32-й зап.стр. бригады (Алма-Ата) эшелон № 43407, у личного состава которого недоставало: 2000 пар валенок, 1000 шт. теплых кальсон и 1500 шт. подшлемников;
б) из 51-го зап.стр. полка — шесть маршевых рот №№ 2042—2047 общей численностью 112 человек — совершенно необеспеченных шинелями, поясными ремнями, валенками, меховыми рукавицами, подшлемниками, с 1 парой теплых портянок, по одному вещевому мешку на 2 человека;
в) пять маршевых рот, отправленных по директиве зам. НКО № 01/01649, — без теплых вещей;
г) из 62-го зап.стр. полка шесть маршевых рот №№ 2071—2076, у которых согласно вещевого аттестата недоставало: шинелей, меховых рукавиц, портянок теплых по 1461, перчаток 194, натбелья 906, теплого белья 463.
Интендант Среднеазиатского военного округа генерал-майор интендантской службы Калачев, зная о категорическом запрещении отправлять на фронт неодетыми маршевые пополнения, не только не принял всех необходимых мер сам к дообеспечению этих пополнений из ресурсов округа, но не нашел необходимым донести об этом главному интенданту Красной Армии с тем, чтобы принять меры к дообеспечению маршевых пополнений в пути следования.
Приказываю:
1. За преступно-бесхозяйственное хранение и содержание имущества, полный развал и запущенность в учете и отчетности, следствием чего явились порча и массовое хищение имущества, быв. начальника склада НКО № 168 интенданта 3 ранга Бекетова И. Е. предать суду военного трибунала»
Вот они – такие же «чернорубашечники», а скорее «ватинохалатники» и «телогреечники» из глухого среднеазиатского тыла. Воровала тыловая сволочь и ворует до сих пор. Кому война – кому мать родна. Но при чем тут целенаправленная политика по уничтожению украинцев, которую пытается притянуть за уши Гриневич?
Такое же воровство и разгильдяйство встречалось и на фронте – сволочь от пули прячется куда надежнее, чем герои. Из приказа № 053 24 января 1943 г. «О недостатках в материально-бытовом обслуживании бойцов на фронте и в запасных частях»
«Проверкой, произведенной Главным политическим управлением Красной Армии, установлено:
…
3. Некоторые политорганы и командиры не заботятся об обмундировании бойцов. В 25-м полку 6-й гвардейской стрелковой дивизии Брянского фронта красноармейцы одного из взводов в январе продолжали ходить в пилотках и рваных шинелях, стояли в них на посту при 25-градусном морозе. В другом взводе этого же полка бойцы нового пополнения по 1,5—2 месяца не получали гимнастерок и носили шинели на нательном белье.»
В том самом Харьковском военном округе, где должны были готовить, экипировать и учить пополнение для дивизии моего деда в некоторых запасных бригадах процветало такое же безобразие.
Приказ № 005 27 января 1944 г. «О результатах проверки состояния 16-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа и 11-й запасной стрелковой бригады Харьковского военного округа»
«Проверкой состояния 16-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа и 11-й запасной стрелковой бригады Харьковского военного округа вскрыты крупные недостатки материально-бытового устройства и боевой подготовки маршевого пополнения.
Военные советы Орловского и Харьковского военных округов имели достаточное время и полную возможность подготовить прием и размещение перебрасываемых в округ запасных частей, однако, в результате нераспорядительности командующих округами и беспечного отношения со стороны начальников окружных управлений, помещения для бригад не были подготовлены, и части бригад на новом месте оказались в тяжелых материально-бытовых условиях. Красноармейцы запасных бригад были размещены скученно и вынуждены были отдыхать на голых нарах, на полу и в коридорах в собственной одежде, не раздеваясь. Не было достаточного количества воды, не организовано мытье в бане и стирка белья. Значительная часть красноармейцев не имела обмундирования и оставалась в собственном грязном обмундировании, что привело к распространению вшивости и различным заболеваниям.
Несмотря на то, что недостатка в продуктах не было, запасные части на новых местах расквартирования имели перебои в питании, а в 11-й запасной стрелковой бригаде были перебои даже в выдаче хлеба.
Командование запасных стрелковых бригад и полков со своей стороны также не приняло должных мер к наведению порядка и дисциплины в подчиненных им частях. В частях бригад имели место случаи грубого нарушения воинской дисциплины — пререкания, невыполнение приказаний и случаи дезертирства. Наряду с этим допускалось грубое недопустимое отношение со стороны офицерского и сержантского состава к своим подчиненным, доходящее до избиения красноармейцев.
Все эти серьезные недостатки в состоянии стрелковых бригад явились результатом безответственного отношения к руководству запасными частями со стороны военных советов округов.
Командующий Орловским военным округом генерал-лейтенант Попов, принимая 16-ю запасную стрелковую бригаду, установил все эти недостатки, отметил их в своем приказе, но не принял никаких мер и не потребовал выполнения своего же приказа.
Командующий Харьковским военным округом генерал-полковник Черевиченко, имея донесения о неблагополучном состоянии в частях бригады, не принял своевременно энергичных мер для улучшения состояния бригады.
Члены военных советов округов — Орловского — генерал-майор Фоминых и Харьковского — гвардии генерал-майор Крайнов не проявили должной аботы в деле снабжения и материально-бытового устройства бригад.
Командир 16-й запасной стрелковой бригады полковник Сотников, его заместитель по политчасти полковник Ражев, вместо того, чтобы устроить части бригады на новом месте, занимались пьянством и своей бездеятельностью довели бригаду до крайне неблагополучного состояния.
Интендант Харьковского военного округа полковник Воронцов, начальник продовольственного отдела округа полковник интендантской службы Шевченко, начальник ВОСО округа полковник Тамбовский и бригадный интендант 11-й запасной стрелковой бригады полковник Камионской недобросовестным отношением к служебным обязанностям, преступной бездеятельностью довели 11-ю запасную стрелковую бригаду до тяжелого состояния в обеспечении продовольствием и обмундированием.
Командующие военными округами забыли, что главная их обязанность состоит в подготовке и обучении маршевого пополнения, а члены военных советов округов не проявили заботы в деле снабжения, питания бойцов и создания нормальных условий для боевой подготовки. Приказываю:
<Далее перечисление фамилий, должностей и наказаний>»
Видно, что Ставка пыталась навести порядок. Вы понимаете, что суд сталинского военного трибунала для виновных офицеров – это штрафбат. Подсудны были люди, которых отправили искупать вину кровью? Подсудны! Еще и потому подсудны и виновны, что именно из-за таких, как они и всякие прочие разжиревшие в тылу «члены тыловых окружных военсоветов», в это время где-то на передовой выбитый стрелковый полк вместо того, чтобы отвести на переформирование, спешно латали недоученными «чернорубашечниками» и снова бросали в бой.
Состояние боевой учебы, порядка формирования резервов и осмысленности их использования от масштабов фронтов до масштаба полков в разное время Отечественной войны еще ждут большого и досконального исследования. Будут в этом исследовании и более основательно разобраны причины появления «чернорубашечников». Вот только не станет эта горькая правда ни в каком добросовестном исследовании - персональной трагедией отдельной национальности. Это всего лишь одна из многих трагедий Великой Отечественной войны – войны всего, тогда еще единого, советского народа. Хотелось бы закончить на какой-нибудь оптимистичной ноте, но не получается. Страница, написанная кровью «чернорубашечников», не получается оптимистичной. Их не должно было быть! Но они были. Вечная память погибшим героям. Будь проклята война…
Напишу лучше заключение - без эмоций. Сухим, почти бюрократическим языком.
Обеспечение Действующей армии пополнением в периоды наступлений в 1943-44 годах, во время наиболее кровопролитных боев, зачастую проходило дезорганизовано и приводило к появлению в составе Действующей армии недоэкипированных, плохо обученных солдат, призванных из различных районов СССР. Данная практика не была вовремя остановлена, но была замечена Ставкой, после чего командованием были предприняты меры по её ликвидации. Предположение некоторых украинских историков, считающих противоречащее Уставам и постановлениям Ставки использование недообученных призываемых лиц с освобождаемых территорий непосредственно передовыми частями Красной Армии - национально-ориентированной плановой местью советского государства украинцам, не находит фактического подтверждения.