![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
(Продолжение – начало см. svetlako.livejournal.com/6082.html)
В прошлом сообщении о спецзаключенных концлагеря «Заксенхаузен» (KZ Sachsenhausen) мы остановились на том, что внутри него существовало несколько различной градации привилегированных мест заключения, а в одном из них, Т-образном одноэтажном корпусе с внутренней коридорной системой, под условным наименованием Целленбау (Zellenbau – дословно «бункер») содержались в том числе и арестованные ОУНовцы – этакая группа «запасных наци», ждущих своего «выхода на поле». Однако, в сторону морально-исторические оценки – всем интересующимся давно ясно, кто они. А вот где они сидели, с кем и как имеет смысл рассказать подробнее.
Блок Целленбау в Заксенхаузене не был единственным в своем роде. Практически во всех головных лагерях существовали такие блоки. Например, в Дахау в числе их необычных заключенных были проштрафившиеся эсэсовцы, которых, как сегодня работников правоохранительных органов, вместе с обычными заключенными не держали. Архитектура бункера в Дахау практически совпадает с его аналогом в Заксенхаузене. Совпадения продолжаются вплоть до удивительных: после войны оба блока были частично разрушены за ненадобностью. Был такой блок и в Бухенвальде; кажется, такое же название для некоего здания использовалось в Аушвице. Видимо, количество привилегированных лиц в порабощенной немцами Европе было достаточно большим, а педантичные предусмотрительные немцы полезный «заключенный товар» в расход не пускали. Вот и строились новые и новые Целленбау…
Как я уже писал неоднократно, среди жителей таких спецлагерей внутри лагерей были очень разные люди. Некоторыми из них стоит восхищаться, с некоторых брать пример, других стоит не только презирать, но и проклинать. Не исключение и «бункер» из Заксенхаузена.
Вот совсем неполное перечисление… В нем сидели лидер датских коммунистов Аксель Ларсен и создатель французской фашисткой партии Жорж Валуа; бывший пастор и герой-подводник Нимёллер - и покушавшийся на Гитлера простой плотник Экслер; русский генерал-предатель Бессонов и несломленный лидер польской Армии Крайовой генерал Стефан Ровецкий; английский диверсант капитан Бест и немецкий генерал-полковник из Генштаба Гальдер; глава Австрии времен аншлюса Курт Шушниг и венгерский генерал-хортист Людвиг Фишер; победитель первой автомобильной гонки в Монако, теперь трассы Формулы-1, разведчик Вильям Гровер и командир английской подлодки Майкл Кембридж; лидер сопротивления Франции Мотэ с лидером сопротивления Дании Лундингом - и тут же глава политической полиции Будапешта Сомбор; французский министр 70-летний Блюм, сидящий с 40-го года и тут же гитлеровский министр финансов Шахт; венгерский министр-коллаборационист Керештес и латвийский министр-коллаборационист Кальминьш - и вместе с ними датский вице-консул Миккельсен, захваченный при оккупации Польши в Данциге.
Разной была и судьба этих людей. Часть, несмотря на всю привилегированность, была уничтожена по окончании следствия, а в большинстве - просто по приближении конца Третьего Рейха. Слишком ценны они были, чтобы уничтожать их сразу, и остались слишком ценны, чтобы отдать их врагу… Часть населения бункера в это же время была переведена в другие спецлагеря и потом освобождена союзниками или советскими войсками – часть из освобожденных для того, чтобы вновь попасть в заключение и даже быть казненной за преступления против человечества. Часть же сидельцев из Целленбау была возвращена немцами в строй в момент, когда для Германии началась «тотальная война» и стало не до мелких грехов или подозрений. Если казненных немцами героев Сопротивления мы будем вспоминать – как героев, то этих, последних – как мелких подлецов, спасших свою жизнь коллаборационизмом.
Вы уже поняли, что среди контингента «бункера» был столь ненавистный националистам – полный Интернационал. Тут сидели немцы, французы, англичане, канадцы, американцы, итальянцы, сербы, хорваты, венгры, русские, латыши, болгары, румыны, греки, чехи, словаки – сложнее сказать, какой из европейских народов не был представлен в Целленбау. Однако, то ли это было действительно так, то ли это моя предвзятость как исследователя – больше всего среди особых заключенных оказалось в конце 1944-го года украинских националистов. Даже местных подпольщиков и лидеров сопротивления из самого лагеря Заксенхаузен, которых перед уничтожением на время следствия изолировали в Целленбау - побывало тут, как сообщалось, только 19 человек. ОУНовцев же я насчитал как минимум 20 человек (см. мои посты «Степан Бандера – на свободу с грязной совестью») – и это из общего количества в 80-90 одиночных камер, часть из которых пустовала, а часть была совмещена. Вот такое уважение проявили немцы к украинским коллегам-нацистам, собрав вместе руководителей всех течений ОУН, которые снаружи Целленбау грызли друг друга насмерть! Собрали и попытались заставить их договориться между собой и с другими националистами и анти-большевиками. Договариваться ОУНовцы не умели в принципе, особенно друг с другом и с москалями – но зато работать с немцами согласились все. Только поврозь. Так даже не найдя пары для каждой твари - каждой немцы свое дело нашли!
Однако, я отвлекся от темы. Каково же было сидеть в Целленбау всем этим столь разным людям? Увы, но однозначного ответа дать нельзя. Дело в том, что немцы, создавшие «зону внутри зоны внутри зоны», создали такую же иерархию внутри самого Целленбау.
Начнем с размера камер. В Целленбау люди сидели только поодиночке – в этом был смысл бункера. Каждый тут сам по себе и особая ценность для нацистов – со знаком плюс или со знаком минус. Вроде все так, но не совсем – были исключения. Бывший канцлер Австрии Шушниг сидел вместе с супругой графиней Верой Чернин (фамилия знатного австрийского рода; помните австрийского военного министра времен Первой Мировой?). Более того – она уже после «аншлюса» развелась с предыдущим мужем и с разрешения гитлеровской власти вышла замуж за Шушнига. Более того, она попросила разрешения жить с ним вместе в Целленбау и - получила такое разрешение. Дальше еще больше: у них в заключении родилась дочь и так и росла с ними вместе. Вы думаете, они ютились там в штатной камере-одиночке? Конечно, нет. В конце одного крыла «бункера» для них было отведено несколько камер, в том числе три под жилые комнаты. А вот у Георга Экслера, героя покушения на Гитлера было всего две комнаты, причем в одной из них жила его личная охрана (гестапо так и не разобралось в том, кто помогал банальному плотнику в его авантюре, и поэтому ожидала от него всякого подвоха). У остальных заключенных однокомнатные резиденции, у кого побольше, у кого поменьше – сообразно с ценностью и оказываемым уважением. Это не красное словцо «уважение»! Среди заключенных были те, кого запрещено было называть заключенными; они «гости фюрера» или «гости рейхсфюрера» или «гости рейха». Немцы были немцами: при переводе части заключенных из Целленбау в Дахау с ними вместе ехало секретное распоряжение от имени рейхсфюрера СС Гиммлера (KLD Dep. VIa-F-Sb. ABw; Received:
«Заключенный Шушинг, псевдо «Устрица», под каковым именем он числится в списках, должен быть помещен в жилую камеру большего размера. Его жена разделяет его заключение по своей воле и, следовательно, не является «отбывающей предварительное заключение» (вот таким эвфемизмом называлось проживание некоторых спецзаключенных в Целлебау – АСъ). Необходимо, чтобы она имела те же свободы перемещения, которыми она ранее пользовалась»
«Фон Бонин (немецкий военачальник, отступивший под Варшавой, вопреки личному приказу Гитлера – АСъ) числится в списках штаб-квартиры Фюрера и находится в почетной изоляции (еще один эвфемизм; кстати, такой же использовался немцами для украинского националиста Бульбы-Боровца по его мемуарам – АСъ). Он все еще в списках действующей армии и в будущем, по-видимому, сохранит этот статус. Я прошу, как следствие, обращаться к нему с ответствующим уважением.»
Но при всем уважении, если что-то идет не так, то…
«В случае следующей бомбардировки, такой как «ужасная атака» на Мюнхен следует сделать так, чтобы «Эллер» (псевдоним Георга Экслера - АСъ) получил смертельные ранения».
Однако, с украинскими «коллегами» из Целленбау у немцев до такого не дошло. Все они были освобождены и отправились выполнять «задание партии НСДАП» (за исключением двоих: Ольжич покончил с собой, а старик Габрусевич, сидевший с довоенного времени, простудился на торжественном построении и умер в госпитале от чахотки, которую заработал еще в польских тюрьмах).
Вернемся, однако, к специфике «жизни» в Целленбау. На схеме, приведенной ниже хорошо видно единственное в своем роде Т-образное здание на территории Заксенхаузена (на правой стороне треугольника), которое отделено от всего остального лагеря. С одной стороны от бункера «ад» – лагерь для простых заключенных. Справа «чистилище» – казармы форлагеря-учебки для заключенных-коллаборантов, будущих диверсантов или шуцманов. Чуть подальше внизу «рай» - казармы эсэсовцев охраны и лагеря обучения.
Внутренняя планировка «бункера» очень напоминает сталинские коммуналки с их коридорно-барачной системой. Три длинных «кишки», от которых в две стороны отходят двери. Удобства, туалет и душ - в конце коридоров. Прием пищи в камерах. Прогулки во дворике.
Чтобы вы представляли себе эту коридорную систему – несколько фотографий. Сохранилось одно крыло «бункера», остальные разрушили за ненадобностью советские оккупационные войска, которые использовали казармы учебного форлагеря для изоляции и фильтрации бывших членов НСДАП. На фотографиях одна из камер – в этой сидел пастор Нимеллер, личный заключенный Гитлера. Герой-подводник первой мировой, впоследствии евангелический пастор-пацифист, после войны видный политический деятель Германии. Кстати, в эту камеру к нему в гости еженедельно приходила его супруга, приносила ему новые книги, поскольку местной библиотеки ему не хватало. На другой фотографии – общий вид коридора. На третьей вход в бункер (новодел, поскольку штатный был разрушен – Асъ).
В бункере имеется лавка-магазин, в которой можно приобретать простейшие товары. Можно приобрести продукты, сладости, сигареты, чай. Деньги не наличные – у заключенных имеются депозитные счета, с которых списываются их покупки. Деньги на счета поступают от родственников, «соратников со свободы» и от Красного креста. Передачи с воли тоже почти не ограничиваются – кому-то присылают сливочное масло (!), кому-то сало. Некоторые меняют «шило на мыло» - такой бизнес очень развит; товаров много, а вкусы у всех разные. Администрация распространяет официальные немецкие газеты. Имеется библиотека. Одежда – при желании и наличии гражданская ( до комедии: оуновец Стецько устроил скандал, когда ему после помывки предложили «казёнку» и добился-таки своего – ходил в своих «шароварах»). Медицинское обслуживание – лагерный госпиталь. Общение заключенных друг с другом официально не приветствуется – иначе, почему одиночки - но и не пресекается абсолютно (за исключением особых случаев). Мемуары заключенных Целленбау пестрят рассказами о том, как они общались между собой во время прогулок, во время прохода мимо камеры соседа, на торжественных построениях, во время выхода в санблок, во время хождения за покупками, просто через охранника, и т.д. Если украинцы умудрялись выпускать местный самиздатовский журнал со звучным названием «Параша» – то о какой взаимной изоляции может идти речь! Да и часто открытые в коридор сплошные двери камер, даже при закрытых решетчатых дверях, позволяют соседям общаться почти беспрепятственно. Немцы не стараются специально развести украинцев по разным крыльям – Боровец сидит в 4 камерах от Бандеры и рядом со своим коллегой по Полесской УПА.
Люди более интеллигентные в «бункере» не только общаются, но и пишут - причем содержание написанного иногда очень спорно с точки зрения нацизма. Министр Блюм написал в Целленбау жесткое политическое эссе «Ко всему человечеству», писал свои записки там канцлер Шушинг, писались письма, которые посылались на волю либо с посетителями (без цензуры), либо почтой (с цензурой).
Были для спецзаключенных и спецуслуги. В Заксенхаузене функционировал бордель (его принудительно формировали из женщин, поступавших в обычный лагерь, которых потом в обязательном порядке уничтожали – отдельная трагедия «неспециальных» заключенных). В основном клиенты публичного дома – эсэсовцы охраны. Но некоторые сидельцы Целленбау тоже включены в список посетителей – с частотой до двух раз в неделю. А еще им дозволяется иметь своё хобби – тот же Экслер вырезает безделушки по дереву, в память о своей прежней работе (см. svetlako.livejournal.com/3545.html).
Естественно регулярно в распорядке дня «общение» с хозяевами Целленбау. Между прочим, это место исключительное. Я уже говорил о местных заключенных, как о «гостях Рейха». Это не пустой звук. Среди посетителей у этих «гостей Рейха» числятся рейхсфюрер Гиммлер, группенфюрер Мюллер (тот самый!), адмирал Канарис, «человек со шрамом» Скорцени, высшие чины СС и абвера. Это естественно – каковы заключенные, таковы и «следователи». О пытках и издевательствах на допросах в мемуарах не пишут. Вернее, не пишут о пытках применяемых к тем, кто пишет мемуары. Зато, например, записка Ольжича о причинах его самоубийства, которая зачем-то демонстрируется его друзьям – интерпретируется как реакция на «пытки», а сам Ольжич объявляется «замученным». Впрочем, Шушниг тоже пишет об «издевательствах» – ему приходилось мыть свой персональный умывальник самому (а вот Якову Сталину приселили англичан – в том числе, для мытья мест общего пользования). Нет, это не был курорт – расстреливали тут также часто, как и выпускали, но…
Заключенных вывозят «в город». Кого-то на работу, в частности, ОУНовцев в соседний замок Фридланд – там располагется абверовская учебка для украинского контингента. Кого-то для разговора с особыми людьми с «принимающей стороны». Бывают и просто – прогулки. Кто-то с них уже не возвращается - уходя в небытие или «на свободу с грязной совестью».
Вот и все, что имело смысл рассказать об условиях «бункера Целленбау». Как я уже говорил, это не курорт, но и не те концлагеря, куда шли на уничтожение эшелоны с военнопленными и лицами «нежелательных национальностей»… В подтверждение процитирую одно свое сообщение о решении английского суда (svetlako.livejournal.com/6226.html) :
«…по делу о 12 лицах, находившихся либо в Зондерлагере А, либо в Целленбау в Заксенхаузене или в обоих местах, которые претендовали на долю компенсационных выплат по линии МИД по Англо-Германскому соглашению от 1964 о жертвах нацизма. В претензиях было отказано на том основании, что они не содержались в концентрационном лагере Заксенхаузен и в условиях концентрационного лагеря».
Dixi.
no subject
Date: 2009-09-07 06:27 am (UTC)+5
no subject
Date: 2009-09-07 07:02 am (UTC)no subject
Date: 2009-09-07 08:13 am (UTC)no subject
Date: 2010-03-13 12:03 am (UTC)no subject
Date: 2009-09-10 06:48 am (UTC)no subject
Date: 2009-09-10 06:59 am (UTC)Хм. Не слышал о таком. А зачем? Генерал Гальдер с номером... Или кронпринц с татуировкой. Это ж штучный товар, а номера - это для обезличенной массы.
no subject
Date: 2010-01-29 10:48 am (UTC)В продолжнение.............
Date: 2010-01-29 11:01 am (UTC)Re: В продолжнение.............
Date: 2010-01-29 12:49 pm (UTC)no subject
Date: 2010-01-29 12:51 pm (UTC)no subject
Date: 2010-01-30 08:46 am (UTC)Спасибо - интересно.
no subject
Date: 2010-01-30 12:38 pm (UTC)касаемо массовых казней
Date: 2010-03-04 01:31 pm (UTC)Re: касаемо массовых казней
Date: 2010-03-04 01:43 pm (UTC)no subject
Date: 2010-03-10 07:41 am (UTC)Sachsenhausen
Date: 2010-03-10 07:50 am (UTC)А какие болгары были в Целленбау?
Re: Sachsenhausen
Date: 2010-03-12 06:15 pm (UTC)К сожалению, специально не выяснял. Однако, Бульба-Боровец пишет в своих мемуарах "Були тут румуни, болгари, серби і хорвати"
no subject
Date: 2010-03-10 09:13 am (UTC)no subject
Date: 2010-03-13 12:02 am (UTC)Разве что номера камер осталось привести (у Бульбы кажется 74). Это я с Вашего разрешения буду нещадно эксплуатировать с сокращениями и ссылками на источник, ибо большинство у нас не воспринимает "многа букф".
А если серьезно, известно более подробно о передвижениях и встречах Бандеры?
немедвед
Date: 2010-06-10 01:35 pm (UTC)no subject
Date: 2012-10-14 12:57 pm (UTC)no subject
Date: 2012-10-14 01:10 pm (UTC)А насчет сына - это спасибо! Действительно - тут у свидомых вилка получается. Либо сынок у мамки от Стёпки - что наголову снимает версию о страшном заключении. Либо жонка Стёпки не так уважала вождя свидомых, как сами свидомые. И пока сиделец за Украйну страдал, жонка его ... не страдала.
Впрочем, что с них будет. Изобретут третью версию - фантастическую :)
А если серьезно, то там, где есть даже бордель для "гостей фюрера" - есть и комната свиданий. ЕМНИП она находилась непосредственно в гостинице, которая была в СС-лагере (если на плане, то "Бункер" направо от входа, а СС-дислокация - налево). Кстати, знаменитое "логово фальшивомонетчиков" тоже находилось непосредственно внутри расположения СС.
no subject
Date: 2012-10-15 12:00 pm (UTC)