svetlako: (старый)
[personal profile] svetlako

В число причин голода 32-33 г.г. разные исследователи то категорически включают, то категорически не включают погодные условия, сложившиеся в эти годы – причем и те, и другие выглядят со стороны очень убедительно. Однако, в таком вопросе говорить «И ты тоже прав!» - несколько несерьезно, и поэтому проблема явственно требует дальнейшего, более подробного исследования. Попробую-ка и я приложить к этому руку.

Обобщить все метеорологические факторы мне, конечно, не по силам, и я остановлюсь сегодня на двух из них: на среднемесячных температурах в их сравнении со среднеклиматическими значениями и на месячных осадках, также в сравнении с нормой. Проанализировать данные по всем метеостанциям в зоне неурожаев начала 30-х годов тоже задача неподъемная, поэтому и здесь ограничусь всего одной точкой – условиями, зафиксированными метеостанцией в Луганске. Сделаю наконец себе последнюю поблажку – рассмотрю только то, что происходило с озимыми зерновыми, посеянными в 1931-м году.

Именно об этом посеве говорил Косиор на пленуме ЦК КП(б)У в январе 1933-го: «Осенью 1931 г. мы имели недосев около 2 млн. га и 1 млн. га зерновых погибло весной». Что же привело к такой катастрофе с озимыми, от которой, собственно говоря, и начался отсчет времени до наступающего голода?

На рисунках ниже представлено поведение среднемесячной и среднеклиматической температур по Луганской метеостанции, а также месячных осадков зимой 31-32 г.г. - реального и среднестатистического (реальные - красные кривые, среднеклиматические - зеленые кривые).






Эти графики для специалистов – самодостаточны, хотя носят скорее иллюстративный, чем строго протокольный характер, но независимо от этого я - для себя и для вас - попробую изложить словами, о чем же повествуют эти кривые.

До ноября месяца погода вела себя как всегда. Август-октябрь были, как говорят, близки к норме - и по суммарным осадкам, и по средним температурам. Зато потом начались процессы, которые сегодня назвали бы аномальными. Ноябрь 1931-го оказался по температурам ниже климатической нормы на 4-5 градусов. Но это полбеды! Настоящая беда была в том, что при этом средняя температура воздуха устойчиво перешла нулевую отметку. Земля замерзла и сеять в такую землю стало нельзя. Это сейчас на Луганщине сев озимых завершают уже к концу сентября, но нынче-то и агротехника, и порядки совершенно иные! В 30-х начинали сеять чуть только с уборкой рассчитаются, а продолжали сев зачастую, пока погода позволяла – абы только управиться. Тем более, сделайте поправку на революционную ситуацию. Из-за прошедшей неразберихи при коллективизации, при ее дальнейшем ускорении, при головокружении от успехов, при откате назад и последующем возврате на новые рубежи – во всем этом бардаке колхозным и индивидуальным крестьянам могло стать совсем не до посевной! Тем более, мне попадались сводки с донских краев, в которых еще в 33-м докладывалось, что сев озимых прекращен в конце ноября по причине промерзания земли – все это было типично.

При таких «плавающих» сроках посевной кампании одной из основных причин недосева озимых, о котором говорил в своем выступлении Косиор, как раз и могли стать те 2…2,5 недели, на которые сместился вперед приход предзимья с его минусовыми температурами на почве. Кстати, настолько же уменьшилось и время осенней вегетации для тех хлебов, которые крестьяне успели посеять, что тоже не является положительным фактом. Итак, в первой декаде ноября сама посевная, а также вегетация ранее посеянных озимых полностью остановилась, а ранний приход морозов стал первым в череде неблагоприятных погодных явлений.

Следующей неожиданностью стало полное отсутствие осадков в этом ноябре. Впрочем, в общем случае, относительно легкие ноябрьские морозы даже по бесснежью не могли привести к вымерзанию озимых. Озимые по осени спокойно выдерживают до минус 10, причем не по воздуху, а на некоторой глубине в более теплой почве – в так называемой точке кущения ростка. Более того, такая «закалка» легким холодом даже необходима растениям, чтобы окончательно перейти в зимнее состояние и более легко переносить последующие морозы. Для лучшей закалки морозец стоял очень устойчиво - число дней с минусовыми ночами составило 20, а дней, когда температура за весь день не поднималась выше нуля – больше декады.

Пришедший следом благополучный декабрь приблизил ситуацию в атмосфере и на полях к климатической норме. Среднедневная температура стабилизировалась на «-5» (норма «-5») и даже выпало 10мм осадков (норма 15мм). Впрочем, высота снежного покрова все равно оставалась недостаточной.

Но основные неприятности посыпались в новом 1932-м году! Январь начался с оттепели. С самой неприятной из оттепелей – когда температура в течение дня переходит через нулевую отметку и обратно. Таких дней в январе оказалось чуть не половина. При этом вспомните, что снега на полях было чуть-чуть, и от такой погоды он должен был исчезнуть окончательно, а нового не выпало – осадки января снова были почти на нуле. Агробиологи пишут, что в бесснежье озимые иногда вымерзают даже от небольших по амплитуде колебаний температур, если они днем положительные, а ночью отрицательные. Есть и еще одно явление, связанное со знакопеременными температурами. На полях озимых культур при этом может происходить так называемое «выпирание», когда в почве при переменном ее замерзании и оттаивании образуются ледяные линзы. Постепенно почва оседает, обнажается узел кущения, а корни растения рвутся… Но самое худшее: в такие длительные оттепели растения могут возобновить вегетацию. «проснуться» и тогда их устойчивость к морозам почти полностью исчезает! Если такие морозы придут…. А они пришли….

Вслед за аномально теплым январем последовал настолько же аномально холодный февраль. Также как температура января отклонилась от нормы на 7-8 градусов вверх, настолько же ушла от обычной и температура февраля – только в другую сторону. Вот тут-то, видимо, и сработало все, что накопилось за предыдущие месяцы. И недобранный срок вегетации в ноябре, и выморочный гнилой и теплый январь, и поля, на которых за три зимних месяца так и не накопилось достаточно снега… По-настоящему трескучие февральские морозы забрали свою долю ослабленных посевов, и вернувшие погоду в норму март и апрель уже ничего не могли в этом изменить.

В совокупности дополнительные потери озимых в течение такой необычной зимы, как докладывал Косиор, составили почти половину от недозасеянных площадей. Я не стану оспаривать количественные показатели. Не стану высчитывать, сколько же в процентах могло погибнуть пшеницы, сколько ржи, сколько ячменя, сколько полей могло оказаться незасеянными.

Я сделаю пока единственный вывод, который, тем не менее, опровергает многие работы о влиянии погодных факторов на возникновение голода 32-33 г.г. Итак:

«Условия для посева и зимовки озимых в сезон 31-32 годов были далеки от оптимальных, а аномальные погодные условия могли способствовать заметному снижению будущего урожая.»

PS Все вышеперечисленные погодные аномалии были организованы искусственно с целью геноцида украинского народа, для чего врагами Украины, видимо, было впервые применено мощное климатическое оружие. Этот «второй официальный вывод» необходим мне для того, чтобы удовлетворить закону Украины об неотрицании голодомора, ибо я человек законопослушный.

This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2013

S M T W T F S
  123 45
6 78 9101112
13 14 15 16171819
20212223242526
2728293031  

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 9th, 2025 05:44 pm
Powered by Dreamwidth Studios